Однако уже при строительстве бетонных дорожных покрытий выяснилось, что необходимы более жесткая бетонная смесь и интенсивное уплотнение. Приблизительно в 1911г. создаются первые вибраторы для поверхностного уплотнения, которые, однако, не нашли достаточно широкого применения. Напротив, очень быстро получает признание бетон из литой смеси, особенно для тонкостенных железобетонных элементов, вследствие простоты его транспортирования и незначительных затрат при формовании в стесненных условиях. Позднее пришли к выводу, что с повышением содержания воды цементный камень становится весьма пористым (хотя сам бетон обладает достаточной плотностью), а это приводит к интенсивной коррозии.

С середины 20-х годов начинает усиленно развиваться вибрационная техника. Вибраторы позволяют обрабатывать более жесткие смеси с ограниченным количеством воды. Это был прогресс, так как хорошо уплотненный вибрированный бетон, несмотря на ограниченное содержание цемента, характеризуется более высокой прочностью, морозостойкостью и стойкостью в агрессивных средах, чем трамбованный или литой бетон. Кроме того, стало возможным сократить сроки готовности бетона.

Многие десятилетия бетон приготовлялся преимущественно на строительной площадке и перерабатывался как монолитный. Изготовление на бетонных заводах сборных элементов в массовых количествах началось в 50-е годы. При переходе на эту новую технологическую ступень развития бетон стал пригодным во всех отношениях строительным материалом. Его универсальная способность к формованию была предпосылкой к механизации и автоматизации отдельных рабочих процессов. Кроме того, при промышленном производстве бетона возникла необходимость увеличить оборачиваемость форм для повышения производительности заводов при ограниченном парке форм. Это достигается применением тепловой обработки, благодаря которой время твердения бетона сокращается почти в 10 раз по сравнению с твердением его в нормально-влажных условиях.

Одной из перспектив бетонной промышленности рассматривался перевод производства бетона на такой же уровень механизации и автоматизации, какой, например, достигнут при изготовлении стали и стекла. В строительстве из монолитного бетона также модернизирована технология, например при переработке товарного бетона. Здесь следует отметить транспортирование бетонной смеси по трубопроводам (с помощью бетононасосов) до места строительства и ускорение процесса твердения бетона путем нагревания бетонной смеси. В настоящее время выпуск сборного и монолитного бетонов примерно одинаков.

Зачастую исследования новых свойств бетона обгоняют техническую оснащенность строительства и строительной индустрии. Так, например, обстоят дела с новой технологией производства работ из литого бетона, не требующего вибрации. Тем самым литой бетон до некоторой степени снова поднят на более высокую ступень, но без такого существенного недостатка, как высокое водосо-держание. Предпосылка этому — разработанные новые виды разжижающих средств, которые эффективно пластифицируют бетонные смеси с нормальной исходной консистенцией.

Постоянно усложняющаяся технология переработки и твердения бетона предъявляет повышенные требования к составляющим его материалам и к соблюдению определенных показателей бетонной смеси и бетона.

Для изготовления бетона смешивают цемент, заполнители и воду за-творения до образования бесформенной однородной массы определенной консистенции. При этом совмещают три довольно различных по относительной плотности, размерам и другим свойствам материала. В зависимости от количественного соотношения компонентов бетонная смесь в крайних случаях ведет себя как рассыпчатая масса (жесткая консистенция) или как текучий материал (жидкая консистенция).